Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области

Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону

С 9-00 до 21-00

(916) 116-44-78

Адвокат Лисенков Денис Валентинович


РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА ОНЛАЙН

      Для характеристики отрасли права вообще и земельного права в част­ности наряду с предметом важно выявление особенностей метода регулирования земельных отношений. Под методом отрасли права по­нимается способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников общественных отношений, т. е. земельных отношений.

      При наличии права государственной собственности на землю предо­ставление земли для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Тот же орган выносит решение об изъятии земли или каких-либо из­менениях в праве землепользования. Таким образом, внешне возник­новение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта — реше­ния (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта, иными словами, в качестве управляющего государственным земельным имуществом, а не как власть. И хотя уполномоченный орган государства может предоставить (продать) земельный участок, а может, если к этому имеются основания, и отказать в просьбе или решить во­прос не так, как желает проситель, возникающие отношения следует рассматривать как земельные, а не как административные.

       Этот вопрос заслуживает пояснения. Административно-правовому методу регулирования общественных отношений характерно прояв­ление принципа «власти — подчинения». Данный метод не исключен в земельных отношениях. Участники таких отношений не равноправ­ны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так, административно-правовым методом регулируются отношения при предоставлении и изъятии зем­ли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения, например в области государ­ственного контроля за правильным использованием земель; при пер­вичном и вторичном землепользовании — в той части этих отношений, в которой присутствует общегосударственный интерес; при межхозяй- ственном и внутрихозяйственном землеустройстве — опять-таки в той части, в какой органы власти правомочны давать обязательные пред­писания землепользователям; при разрешении земельных споров и т. п.

      Важно, однако, иметь в виду, что административный метод, будучи закрепленным в законе, распространяется не на все виды земельных отношений, а лишь на те, где он является необходимым и полезным для практики. Если это забывалось, то неизбежны были нарушения закон­ности, масштабы которых возрастали по мере искажений в понимании методов регулирования земельных отношений. Так, на стадии предо­ставления земли в долевую собственность граждан при реорганизации колхозов и совхозов может применяться административный метод, поскольку государство, решая важные социально-экономические проблемы, выступает не только как собственник земли, но в первую очередь как орган власти. Однако на следующей стадии — при вну­трихозяйственном планировании использования земли — применение этого метода значительно ограничено, что видно на примере сельского хозяйства.

С этой статьёй так же читают: