С 26.03.2020г. Торгово-промышленная палата РФ и региональные подразделения начали осуществлять выдачу сертификатов о форс-мажоре (обстоятельствах непреодолимой силы)
Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области
Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону
С 9-00 до 21-00
(916) 116-44-78
Для характеристики отрасли права вообще и земельного права в частности наряду с предметом важно выявление особенностей метода регулирования земельных отношений. Под методом отрасли права понимается способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников общественных отношений, т. е. земельных отношений.
При наличии права государственной собственности на землю предоставление земли для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Тот же орган выносит решение об изъятии земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Таким образом, внешне возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта — решения (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта, иными словами, в качестве управляющего государственным земельным имуществом, а не как власть. И хотя уполномоченный орган государства может предоставить (продать) земельный участок, а может, если к этому имеются основания, и отказать в просьбе или решить вопрос не так, как желает проситель, возникающие отношения следует рассматривать как земельные, а не как административные.
Этот вопрос заслуживает пояснения. Административно-правовому методу регулирования общественных отношений характерно проявление принципа «власти — подчинения». Данный метод не исключен в земельных отношениях. Участники таких отношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так, административно-правовым методом регулируются отношения при предоставлении и изъятии земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения, например в области государственного контроля за правильным использованием земель; при первичном и вторичном землепользовании — в той части этих отношений, в которой присутствует общегосударственный интерес; при межхозяй- ственном и внутрихозяйственном землеустройстве — опять-таки в той части, в какой органы власти правомочны давать обязательные предписания землепользователям; при разрешении земельных споров и т. п.
Важно, однако, иметь в виду, что административный метод, будучи закрепленным в законе, распространяется не на все виды земельных отношений, а лишь на те, где он является необходимым и полезным для практики. Если это забывалось, то неизбежны были нарушения законности, масштабы которых возрастали по мере искажений в понимании методов регулирования земельных отношений. Так, на стадии предоставления земли в долевую собственность граждан при реорганизации колхозов и совхозов может применяться административный метод, поскольку государство, решая важные социально-экономические проблемы, выступает не только как собственник земли, но в первую очередь как орган власти. Однако на следующей стадии — при внутрихозяйственном планировании использования земли — применение этого метода значительно ограничено, что видно на примере сельского хозяйства.