С 26.03.2020г. Торгово-промышленная палата РФ и региональные подразделения начали осуществлять выдачу сертификатов о форс-мажоре (обстоятельствах непреодолимой силы)
Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области
Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону
С 9-00 до 21-00
(916) 116-44-78
Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, так же как и всем другим гражданам Российской Федерации, Конституция Российской Федерации предоставляет ряд основополагающих гарантий. Так, например:
Приведенные выше конституционные гарантии указаны для того, чтобы была более понятна цель настоящей статьи: анализ правовых коллизий и норм военного законодательства России, устанавливающих механизм реализации конституционной гарантии о праве свободного выбора места жительства, в отношении военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и граждан, уволенных с военной службы, относившихся к указанной категории военнослужащих (далее в настоящей статье речь будет идти именно об этих категориях граждан).
Как следует из анализа норм ст. 27 в их взаимосвязи с другими нормами Конституции Российской Федерации, и в первую очередь с нормами ст. 40, "право свободно выбирать место жительства" тесно связано с другой конституционной гарантией: правом на жилище, и потому, по мнению автора, является сложным по составу, так как фактически состоит из двух отдельных правовых гарантий:
Так, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ограничив в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права военнослужащих на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства при прохождении военной службы, предусмотрел, что:
В соответствии с абз. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" "военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации". При этом под "избранным местом жительства" в нормах подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, раскрывающих это юридическое понятие, обычно также понимаются конкретные населенный пункт и субъект Российской Федерации, на территории которых военнослужащим может быть предоставлено жилое помещение из государственного или муниципальных жилищных фондов.
Таким образом, очевидно, что действующими в настоящее время нормами военного законодательства конституционная гарантия "право свободно выбирать место жительства" юридически урегулирована и безоговорочно признается за военнослужащими, увольняемыми с военной службы, только в части права "свободно избирать для проживания любые населенный пункт и субъект Российской Федерации" (что включает в себя также и право выбора: остаться проживать после увольнения в том населенном пункте, где военнослужащий проходил военную службу (в том числе в закрытом военном городке), либо выехать из него).
И если для граждан, уволенных с военной службы, восстановить указанные гарантии было возможно хотя бы через суд и по аналогии закона, то для многих бывших членов семей военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы (вдов и детей умерших граждан, уволенных с военной службы не по "льготным" основаниям, или граждан, оставшихся проживать в служебном жилье после развода с военнослужащим), реализовать их нарушенные права невозможно даже через суд, в том числе и потому, что они не указаны законодателем отдельными субъектами прав в нормах ст. 6 и абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". При этом следует учесть, что в соответствии с п. 6 ст. 15 данного Закона члены семей военнослужащих, как отдельные субъекты прав, наравне с самими военнослужащими лишены права на бесплатную приватизацию полученного от военного ведомства служебного жилья и жилья в закрытых военных городках, в котором все они остались проживать после увольнения военнослужащего, независимо от того, по какому основанию тот был уволен с военной службы и состоят ли они по-прежнему в семейно-брачных отношениях.
Ситуация усугубляется еще и тем, что действующим законодательством Российской Федерации практически вообще не урегулированы порядок постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и порядок переселения из закрытых военных городков (и из служебного жилья) для граждан, потерявших связь с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками и органами, и в первую очередь как раз для указанных бывших членов семей военнослужащих, сохранивших право на проживание в занимаемом ими служебном жилье военного ведомства. Вследствие этого нередки абсурдные ситуации, когда воинские части имеют большой фонд служебного жилья, но не могут обеспечить им бесквартирных военнослужащих, так как в этих служебных квартирах вынуждены проживать лица, утратившие связь с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, которые хотя и желают изменить место проживания (с освобождением служебного жилья), но не могут реализовать эту гарантию из-за отсутствия соответствующего правового механизма.
Как известно, одним из способов решить указанную проблему является подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты", в которой кандидатами на получение ГЖС были, в частности, указаны "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков". Однако, к сожалению, хотя эта подпрограмма и была продлена для военнослужащих до 2015 г., но для такой категории кандидатов на получение ГЖС, как "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков" в последние четыре года финансирование ГЖС из федерального бюджета было фактически прекращено, а списки таких кандидатов на получение ГЖС в результате реформирования жилищных органов Минобороны России "затерялись" на бескрайних просторах нашей Родины.
По мнению автора, новому Министру обороны Российской Федерации следует обратить особое внимание на рассматриваемую проблему. В качестве предложения по ее разрешению следовало бы нормативно установить механизм выдачи лицам, потерявшим связь с Вооруженными Силами Российской Федерации и законно занимающим служебное жилье, взамен сдачи этого жилья военному ведомству денежных выплат на приобретение жилья в другом месте. Это обойдется гораздо дешевле, чем строить новое служебное жилье для "бесквартирных" военнослужащих с перспективой, что и оно также "уйдет" из распоряжения воинских частей.
Следует отметить, что в ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях разъяснения гарантий ст. 27 Конституции Российской Федерации конкретно указано:
"В целях настоящего Закона под местом пребывания и жительства подразумевается место пребывания и место жительства.
Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
В ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации уже фактически дано разъяснение понятия "место жительства" в его юридической взаимосвязи с правом граждан на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации):
Таким образом, исходя из анализа всех указанных норм законов Российской Федерации, с учетом того, что в силу норм ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, имеют право на обеспечение их жилыми помещениями не только по месту их жительства во время службы, но и в избранном после увольнения месте жительства, для них гарантии ст. 27 Конституции Российской Федерации о свободе выбора места жительства имеют в нормах действующего законодательства Российской Федерации следующие особенности.
Так, в образце заявления о приеме на учет на получение жилого помещения в собственность по избранному месту жительства (приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512) военнослужащим рекомендовано в обязательном порядке указывать избранные ими для проживания населенный пункт и субъект Федерации, где они желают получить на себя и членов семьи жилое помещение в собственность, чем и реализуются для них гарантии ст. 27 Конституции Российской Федерации, т.е. свободный выбор военнослужащим (гражданином, уволенным с военной службы) желаемого места постоянного жительства.
Так, когда военнослужащий строит дом или покупает жилое помещение на собственные денежные средства либо за счет денежных выплат (ГЖС, ипотека, кредит и т.п.), свобода выбора военнослужащим жилого помещения для проживания также фактически ничем не ограничена.
В нормах жилищного законодательства, регулирующих указанные выше вопросы, должно быть отражено соотношение прав, свобод и законных интересов как гражданина, получающего жилье, так и жилищного органа, предоставляющего ему жилье. Но такое соотношение реально не может быть равным, так как в силу статьи 2 Конституции Российской Федерации правам, свободам и законным интересам граждан, получающих жилье, нормы законов Российской Федерации все же должны предоставлять приоритет и преимущества.
Разумное соотношение прав, свобод и законных интересов гражданина и жилищного органа было фактически отражено еще в нормах Жилищного кодекса РСФСР, в том числе и через применение такой юридической нормы-понятия, как: "учет законных интересов гражданина при предоставлении ему жилого помещения". Так, к примеру, в ст. 41 Жилищного кодекса РСФСР было указано: "При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств".
Приведенные нормы не были указаны законодателем в Жилищном кодексе Российской Федерации, что создает неопределенность по вопросу реализации гражданами жилищных прав, ранее гарантированных им статьей 41 Жилищного кодекса РСФСР. Но с учетом гарантии ст. ст. 54 и 55 Конституции Российской Федерации будет неправильным считать, что если законодатель не указал норму: "Жилое помещение предоставляется с учетом других заслуживающих внимания обстоятельств" в Жилищном кодексе Российской Федерации, то эти права были отменены данным Кодексом и сейчас не подлежат применению при предоставлении гражданам жилья. Такое толкование жилищных норм неконституционно и неверно в первую очередь в отношении тех военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, которые были поставлены на учет на получение жилья до 1 марта 2005 г., т.е. приобрели эти права еще до вступления в законную силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как же в таких условиях должна реализоваться их конституционная гарантия, с учетом норм ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, о свободе выбора жилого помещения для проживания.
Попробуем разобраться с данным вопросом на конкретных примерах.
Так, общеизвестно, что Минобороны России строит и покупает готовое жилье для обеспечения им военнослужащих, как правило, не в центральной части городов, а, в целях экономии бюджетных средств на их окраинах, в городах-спутниках или в пригородах. И при этом требования военнослужащих предоставить им квартиру в конкретном месте - не на окраине избранного города, а в его центре или на конкретной улице города - чаще всего бывает просто невозможно исполнить из-за отсутствия распределяемого жилья в нужном месте. В таких случаях военнослужащие должны выдвигать пожелания по "избранному месту жительства" в рамках реальных возможностей Минобороны России их исполнить, т.е. по принципу: "Лучше синица в руках, чем журавль в небе".
В то же время следует особо отметить, что требования военнослужащего предоставить ему квартиру на конкретной улице, в конкретном микрорайоне, в конкретном доме должны исполняться жилищными органами при условии, что на этой улице, в этом микрорайоне, в этом доме военное ведомство построило (купило) и распределяет квартиры военнослужащим, так как у военнослужащих для таких требований, как правило, есть заслуживающие внимания, хотя, возможно, и не урегулированные конкретным законом, обстоятельства (законные интересы): кто-то желает получить жилье поближе к родственникам, кому-то жизненно важно наличие поблизости от их будущего дома поликлиники, школы, детского сада и т.п. Да и учитывая то, что жилье предоставляется только тем военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, которые его заслужили своей многолетней безупречной службой Отечеству, нередко связанной с участием в боевых действиях и тяжелыми ранениями, а также с многолетними мытарствами по съемным и служебным квартирам, уже одно это должно считаться заслуживающим внимания обстоятельством для исполнения пожеланий военнослужащих по конкретному месту предоставления им долгожданного жилья для постоянного проживания: ведь предоставление им такого жилья - не милостыня от государства, а заслуженная правовая гарантия.
И, это также следует особо отметить, в настоящее время положения не только Жилищного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов, но и всех нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации не содержат таких конкретно указанных ограничений гарантий ст. ст. 27 и 40 Конституции Российской Федерации, что жилищные органы, уполномоченные предоставлять гражданам жилые помещения по договорам найма или в собственность, вправе вообще не учитывать законные интересы граждан, получающих через них жилые помещения.
Порядок реализации гарантий, установленных абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", нормативно урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", в котором также нет норм о каких-либо ограничениях указанного права для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в том числе о том, что жилищные органы, уполномоченные предоставлять жилые помещения по договорам найма или в собственность, вправе вообще не учитывать и не исполнять требования военнослужащих о предоставлении им жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат. Насколько известно автору, руководители таких федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы, как МВД, МЧС, ФСБ России и т.д., также не установили для своих подчиненных военнослужащих подобных ограничений их жилищных прав.
В то же время в п. 5 Порядка принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному месту жительства (далее - Порядок), утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1850 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512", указано: "Требования военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), не обоснованные на нормах федерального законодательства, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений, удовлетворению не подлежат". Такого положения нет в других нормативных правовых актах Российской Федерации большей юридической силы и, самое главное, в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Учитывая же положения ч. 8 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, где указано: "В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса", налицо явная незаконность указанных норм п. 5 Порядка, которые, в силу гарантий ст. ст. 2 и 55 Конституции Российской Федерации и ч. 8 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, вообще не должны применяться для ограничения жилищных прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, но тем не менее применяются.
Налицо и явная коррупциогенность рассматриваемой нормы п. 5 Порядка, которая фактически поставила реализацию законных интересов военнослужащих, многие из которых не урегулированы в законах Российской Федерации, в полную зависимость от личного усмотрения тех должностных лиц Минобороны России, которые уполномочены принимать решения о распределении и предоставлении военнослужащим жилых помещений в избранном месте жительства.
В заключение хотелось бы обратить внимание на важную норму п. 13 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512: "В случае изменения ранее избранного постоянного места жительства военнослужащий (гражданин, уволенный с военной службы) подает в уполномоченный орган соответствующее заявление. При этом датой принятия на учет по новому избранному месту жительства является дата принятия на учет по прежнему избранному месту жительства", которая позволяет военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях в военном ведомстве, требовать от должностных лиц жилищных органов военного ведомства, уполномоченных предоставлять им жилье в избранном месте жительства, соблюдать для них гарантии ст. ст. 2, 27 и 40 Конституции Российской Федерации об их "праве свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством" на любом этапе, вплоть до момента предоставления им такого жилья от военного ведомства.