С 26.03.2020г. Торгово-промышленная палата РФ и региональные подразделения начали осуществлять выдачу сертификатов о форс-мажоре (обстоятельствах непреодолимой силы)
Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области
Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону
С 9-00 до 21-00
(916) 116-44-78
В ряду некоторых важных, но не совсем исчерпанных вопросов российского уголовно-процессуального права все еще остается вопрос о самом определении понятия «потерпевший». В современной юридической литературе различные определения этого понятия имеют своим основанием главным образом уголовно-правовые критерии, что не позволяет в полной мере раскрыть характер этого участника уголовного судопроизводства, его особое процессуальное положение и роль в свершении правосудия.
Следует заметить, что вопреки неправомерному предрассудку заметного числа российских правоохранителей потерпевшим, хотя бы потенциально, должен быть признан не только тот человек, которому преступлением уже причинили моральный, физический или имущественный вред, но и тот, кому приготовлением или покушением на совершение преступления безуспешно попытались нанести вред, но не смогли фактически этого сделать по не зависящим от воли преступников обстоятельствам. Такими случаями, например, могут быть приготовление яда для его отравления, неудачный выстрел в него из огнестрельного оружия как в намеченную потенциальную жертву. В этом смысле всех потерпевших условно можно было бы подразделить на два вида: фактически, или актуально, потерпевших, которым преступлением был причинен очевидный моральный, физический и имущественный вред, и потенциальных потерпевших, которые избежали такого вреда по разным не зависящим от преступного замысла виновных причинам.
Во многих международно-правовых документах понятие «потерпевший» обозначается термином «жертва преступления». Так, например, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, принятая Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года, дает свое определение понятия «жертвы преступлений». Согласно этому международно-правовому документу жертвами преступления являются «лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств-членов, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью». Иными словами, уже на уровне международного права четко различаются жертвы преступлений, которые совершены как со стороны обычных лиц или граждан, так и со стороны должностных лиц, которые наделены государственной властью.
По мнению некоторых специалистов, жертвами преступлений в Российской Федерации ежегодно становятся более двух миллионов граждан, однако официальная статистика не отражает реального уровня преступности: если учесть близких родственников пострадавших и их иждивенцев, то количество жертв преступлений составит более десяти миллионов человек.
Разумеется, что российское законодательство на всех уровнях своего действия гарантирует судебную защиту прав и законных интересов всех людей, и не только граждан Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 45 и ч. 3 ст. 62 Конституции РФ. Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому человеку, независимо от его политико-правового статуса, судебную защиту его прав и свобод, а также дает ему право обжаловать решения и действия (бездействие) органов государственной власти, в том числе и представителей правоохранительных органов государства. Между тем, как нам представляется, ст. 123 УПК РФ неправомерно ограничивает действие указанного конституционного положения определенным кругом участников уголовного судопроизводства, а также пределом, в котором производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. Фактически получается так, что реально пострадавшее от преступления лицо, которое необоснованно не признано потерпевшим, не имеет реальной возможности обжаловать незаконные действия (бездействие) или решения органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Иными словами, он не может пользоваться теми средствами защиты своих прав и законных интересов, которые предусмотрены законом и которым пользуются потерпевший или другие участники уголовного процесса. Следовательно, все неправомерные ограничения, установленные в ст. 123 УПК РФ, должны быть исключены из текста нынешнего УПК РФ с тем, чтобы указанные выше положения Конституции РФ беспрепятственно действовали.
В УПК РФ понятие «потерпевший» носит двусмысленный характер: в одном случае оно обозначает лицо (человека или организацию), которое фактически пострадало от совершенного преступления и которому по этой причине нанесен физический, имущественный или моральный вред; в другом случае оно означает человека или юридическое лицо, в отношении которого дознаватель, следователь, прокурор или суд вынес соответствующее постановление (определение) о признании его в качестве потерпевшего. В отличие от уголовно-процессуального законодательства Российской империи, о котором мы уже говорили выше и которое не содержало в себе отдельного института признания пострадавшего от преступления лица в качестве потерпевшего, ныне действующее российское законодательство не предоставляет фактически пострадавшему от преступления лицу процессуального положения стороны дела до тех пор, пока оно не будет формально признано дознавателем, следователем, прокурором или судом в качестве потерпевшего. Иными словами, незаконно не признанные в качестве потерпевших фактически пострадавшие от преступления лица вопреки требованиям ст. 52 Конституции РФ законодательно, но неправомерно лишены доступа к правосудию, поскольку они не считаются самостоятельной стороной в уголовном судопроизводстве.
Российская следственно-судебная практика знает немало случаев необоснованного и незаконного непризнания всех фактически пострадавших от того или иного преступления лиц в качестве потерпевших. И все эти пострадавшие являются процессуально бесправными лицами, поскольку практически не могут пользоваться конституционными гарантиями доступа к правосудию и судебной защиты своих прав и законных интересов в соответствии со ст. 46 и 52 Конституции РФ. В правоприменительной жизни случается и так, что иногда юридически (формально) потерпевшими необоснованно и незаконно признаются лица, которые фактически не понесли никакого вреда, но юридически обладают всеми процессуальными правами потерпевшего и имеют возможность участвовать в уголовном судопроизводстве для достижения каких-то своекорыстных целей.
Согласно ч. 1 ст. 42 УПК РФ потерпевшими должны быть признаны не только люди, или, по выражению законодателя, «физические лица», которым преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, но также и юридические лица, которым преступлением причинен вред их имуществу и деловой репутации. По ст. 53 ранее действовавшего УПК РСФСР юридические лица не могли быть признаны в качестве потерпевших, хотя преступными действиями вред нередко причинялся также государственным и общественным организациям, предприятиям и учреждениям, которые не могли стать стороной в уголовном судопроизводстве, но только имели юридическую возможность заявлять исковые требования к преступнику — причинителю вреда — в порядке гражданского судопроизводства. В этом смысле новый УПК РФ правомерно и заметно расширил круг лиц, которые могут быть признаны в качестве потерпевших в уголовном процессе и допущены к процессу уголовного правосудия в качестве самостоятельной стороны рассматриваемого дела.
Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, имеет самостоятельный баланс или смету и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическими лицами могут быть производственные и потребительские кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, общественные и религиозные организации и объединения, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, которые объединяют несколько юридических лиц. Юридические лица могут быть признаны в качестве потерпевших в случаях нанесения вреда не только их имуществу, но также их деловой репутации. Под деловой репутацией имеются в виду положительные нематериальные активы конкретного юридического лица. Интересы юридических лиц в уголовном судопроизводстве могут быть представлены адвокатами и другими уполномоченными лицами в соответствии с ч. 1 ст. 45 УПК РФ. В соответствии со смыслом ч. 1 ст. 42 и ч. 1 ст. 44 УПК РФ в качестве потерпевшего может быть признано также само государство в лице его органов, которые обладают статусом юридического лица. В таких случаях согласно ч. 3 ст. 44 УПК РФ интересы государства в суде должны быть представлены и защищены прокурорами посредством предъявления к правонарушителю гражданского иска в уголовном судопроизводстве.
Подобно положениям международного права, действующее российское уголовно-процессуальное законодательство, в частности ст. 52 Конституции РФ и ч. 4 ст. 11 УПК РФ, разделяет потерпевших на две разные категории: лиц, против которых совершили противоправное и общественно опасное деяние обычные, не наделенные властью люди, а также лиц, против которых совершили преступления должностные лица, т.е. управомоченные государством работники органов дознания, предварительного следствия, прокуроры, судьи и прочие государственные служащие. Разумеется, что такая классификация законодателя не является всего лишь академической затеей, но подсказывается различными положениями разных категорий потерпевших.
Лицо не перестает быть потерпевшим от того, что преступление против него совершили представители правоохранительных органов: работники полиции, дознаватели, следователи, прокуроры, судьи и т.п. Напротив, таких лиц, которые претерпели от преступлений, совершенных «блюстителями порядка», следовало бы отнести к особому разряду потерпевших, поскольку их необходимо защищать не от обычных преступников, но от преступников, облеченных государственной властью, имеющих определенные привилегии или иммунитет от уголовного преследования. Защищать достоинство и права потерпевших от таких должностных лиц, имеющих склонность и особую безответственность преступать уголовный закон, особенно тяжело, а иногда почти невозможно без очень высокого уровня квалифицированной юридической помощи со стороны профессионального адвоката, имеющего специальные знания и надлежащий опыт работы. Поэтому все потерпевшие по тяжести их процессуально-правового положения могут быть условно подразделены на две категории: защищаемые представителями правоохранительных органов от обычных преступников и защищаемые адвокатами-защитниками от «должностных лиц», официально представляющих правоохранительные органы. Очевидно, что двойное горе испытывают потерпевшие, которые вынуждены защищаться от преступных намерений и действий самих «правонарушающих правоохранителей».
Всем понятно что, когда потерпевший вместе с представителями правоохранительных органов отстаивает свои права и законные интересы против лиц, которые совершили против него то или иное преступление, — это одно дело; совершенно другое дело — когда потерпевший защищает свои права от техкоторые по своему должностному положению обязаны и правомочны защищать его права. Именно поэтому во всех случаях всем, без исключения, потерпевшим должна быть законодательно гарантирована обязательная и при необходимости бесплатная защита их человеческого достоинства, личной безопасности и конституционных прав, поскольку в противном случае говорить о правовой защите этой категории лиц будет просто несерьезно.
Здесь закономерно возникает вопрос: как законодательно и практически решить те проблемы защиты прав потерпевших, которых законодатель разделил на две категории: потерпевших от преступлений, совершенных лицами, не наделенными властными и управленческими полномочиями, и потерпевших от преступлений, совершенных должностными лицами? Ведь от первых несравненно легче защищаться, нежели от вторых, так как защищаться от одних правоохранителей посредством других правоохранителей — нелегкая задача.
Следует отметить, что жертвами преступлений, которые ежедневно совершаются должностными лицами государства, становятся десятки тысяч граждан России и проживающих в ней иностранцев и апатридов. Жизнь отчетливо показывает, что права и законные интересы такой категории жертв преступлений по известным причинам нуждаются в особой защите, поскольку их права нарушаются незаконными действиями правоохранительных органов — полиции, дознания, предварительного следствия и прокуратуры, которые призваны защищать эти конституционно гарантированные права человека и гражданина. Жертвы сотрудников правоохранительных органов и судебного произвола являются наиболее уязвимыми, поскольку их должны защищать «свои от своих», что административно и психологически весьма проблематично. Дело в том, что лица, которые были незаконно или преступно привлечены к уголовной ответственности, арестованы, заключены под стражу, приговорены и осуждены на длительные сроки лишения свободы, редко могут добиться своей реабилитации и получить моральную и материальную компенсацию за причиненный им вред. Ведь действующее российское законодательство и тем более правоохранительная практика обычно именуют все такие преступления, совершенные дознавателями, следователями, прокурорами и судьями, не иначе как дисциплинарными правонарушениями и судебно-процессуальными ошибками, за которые они фактически не несут серьезной юридической ответственности. Получается так, что, с одной стороны, легкость совершения правоохранителями таких преступлений и, с другой стороны, трудность их раскрытия и наказания сотрудников правоохранительных органов создают такое положение, при котором господствует вседозволенность и безнаказанность «оборотней в погонах».
В российском уголовно-процессуальном законодательстве вопросы реабилитации жертв должностных преступлений, которые официально именуются реабилитированными, урегулированы в гл. 18 статьями 133—139 УПК РФ. Согласно ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает право на возмещение имущественного вреда. Под последним подразумевается утеря заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых незаконно был лишен реабилитированный, т.е. «потерпевший от преступлений правоохранителей» в результате незаконного уголовного преследования; незаконно конфискованное его имущество, расходы на предварительное и судебное следствие и исполнение приговора, расходы за оказание юридической помощи и прочие расходы, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.
Как известно, вред, причиненный в результате противоправного уголовного преследования невинных людей, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, до-знавателя, следователя, прокурора и суда. Следует отметить, что реабилитированные предстают перед нами в качестве уже привилегированных потерпевших, которые обладают целым рядом существенных правовых преимуществ и гарантий полного восстановления их нарушенных личных и имущественных прав, которыми не обладают обычные потерпевшие. Более того, государство всем реабилитированным' обязывается своевременно возмещать вред в полном объеме, независимо от вины работников правоохранительных органов.