Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области

Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону

С 9-00 до 21-00

(916) 116-44-78

Адвокат Лисенков Денис Валентинович


РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

РЕГИСТРАЦИЯ И РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ В ПОЛИЦИИ КОНСУЛЬТАЦИЯ АДВОКАТА

     У заявителя, которому известны основные требования ведомствен­ных нормативных актов, касающиеся регистрации заявлений о преступлении, гораздо труднее не принимать заявления о преступлении.

   Так как большинство ведомств при составлении соответствующих приказов за основу брали вышеназванную Инструкцию МВД России, подробнее проанализируем ее содержание.

  По общему правилу в органах внутренних дел регистрации под­лежат три вида сообщений о происшествии. И это не только за­явления (сообщения) о преступлении, но и:

   ■ сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о не­счастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, ава­риях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых бес­порядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения воз­можных признаков преступления или административного пра­вонарушения;

   ■  иная информация о происшествиях.

     Любое поступившее в орган внутренних дел указанного рода сообщение вне зависимости от места и времени совершения проис­шествия, о котором в нем говорится, а также полноты содержащихся в нем сведений и его формы должно быть незамедлительно вне­сено в Книгу учета сообщений о происшествиях (КУСП). Ему при­сваивается собственный регистрационный номер.

     Согласно Инструкции о порядке приема, регистрации и разреше­ния в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях «сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи» (ч. 2 п. 7 Инструкции). И любое такое заявление о преступлении подлежит принятию и регистрации в по­рядке, предусмотренном УПК РФ и соответствующей ведомственной Инструкцией.

     «Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, которые дей­ствуют в соответствии с требованиями, установленными Законом РФ «О полиции» и настоящей Инструкцией, при этом сотрудник фикси­рует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации».

     «Дежурные подразделений вневедомственной охраны, государ­ственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) сообщения о происшествиях, а также о принятых по ним решениях и мерах реагирования передают в дежурные части территориальных органов внутренних дел для незамедлительной регистрации» (п. 9 и 10 Инструкции).

      Аналогичны требования и к сотрудникам иных служб органов внутренних дел, к которым могут поступить заявления о преступ­лении.

   После чего в дежурной части органа внутренних дел обязатель­но должна быть осуществлена регистрация заявления (сообщения) о преступлении. Регистрация таковых осуществляется в Книге учета сообщений о происшествиях круглосуточно независимо от терри­тории оперативного обслуживания.

     В Книге учета сообщений о происшествиях регистрируются:

  • письменное заявление о преступлении;
  • протокол принятия устного заявления о преступлении;
  • протокол явки с повинной;
  • в заявление о безвестном исчезновении человека;
  • рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления;
  • поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой ин­формации;
  • в сообщение и письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несча­стных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспо­рядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возмож­ных признаков преступления или административного право­нарушения;
  • в иная информация о происшествии (п. п. 15 и 16 Инструкции).

     Если сообщение о происшествии поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то оперативный дежурный обязан не только зарегистрировать таковое в Книге учета сообще­ний о происшествиях в дежурной части органов внутренних дел, одновременно с регистрацией сообщения о происшествии он дол­жен оформить специальный письменный документ — талон-уведом­ление и выдать его заявителю (п. 22 Инструкции). Эта обязанность на дежурного возложена не только ведомственным нормативным актом, но и ч. 4 ст. 144 УПК РФ. Более того, исходя из буквального толкования ч. 4 ст. 144 УПК РФ, правом получить документ, подтвер­ждающий факт принятия заявления о преступлении, обладает любой заявитель. Как тот, который обратился, следователю (дознавателю и др.) непосредственно, так и отправивший заявление о преступлении по почте, нарочным и т.п.

     Согласно п. 24 Инструкции названный талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.

         В талоне-корешке указываются:

  •  сведения о заявителе;
  •  краткое содержание сообщения о происшествии;
  •  регистрационный номер по Книге учета сообщений о происшествиях;
  •  подпись сотрудника, принявшего сообщение;
  • дата приема.

     В талоне-уведомлении указываются:

  • сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии;!
  • регистрационный номер по Книге учета сообщений о проис-1 шествиях;
  • наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон;
  • дата приема;
  • подпись, инициалы и фамилия дежурного.

   Чтобы у заявителя была возможность требовать выполнения оперативным дежурным указанной выше обязанности, ему ведомство предоставило специальное полномочие — заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления (п. 25 Инструкции). Если такой подписи нет, значит, оперативным дежурным нарушены требования Инструкции и его можно привлечь к дисциплинарной ответственности, сообщив о его действиях начальнику УВД, вышестоящему начальнику органа внутренних дел, надзирающему и вышестояще-) му прокурорам.

    Для возможности осуществления контроля и надзора за регис­трацией заявлений о преступлении талоны-корешки остаются в дежурной части органа внутренних дел. Они используются при свер­ках полноты регистрации сообщений о происшествиях, а также при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных лиц орга­нов внутренних дел (п. 26 Инструкции).

    Согласно п. 1.3 Приказа МВД России № 1058 и Генеральной прокуратуры РФ № 72 от 28 ноября 2001 года «О мерах по укреп­лению законности в деятельности органов внутренних дел при ре­гистрации и учете преступлений» укрытие преступлений от регистра­ции рассматривается как чрезвычайное происшествие. По каждому факту нарушения порядка регистрации М учета преступлений должна определяться роль и ответственность не только сотрудников, кото­рым это вменено в служебные обязанности, но и руководителей, своевременно не выявивших и не устранивших способствующие этому условия и причины.

С этой статьёй так же читают: