С 26.03.2020г. Торгово-промышленная палата РФ и региональные подразделения начали осуществлять выдачу сертификатов о форс-мажоре (обстоятельствах непреодолимой силы)
Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области
Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону
С 9-00 до 21-00
(916) 116-44-78
У заявителя, которому известны основные требования ведомственных нормативных актов, касающиеся регистрации заявлений о преступлении, гораздо труднее не принимать заявления о преступлении.
Так как большинство ведомств при составлении соответствующих приказов за основу брали вышеназванную Инструкцию МВД России, подробнее проанализируем ее содержание.
По общему правилу в органах внутренних дел регистрации подлежат три вида сообщений о происшествии. И это не только заявления (сообщения) о преступлении, но и:
■ сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения;
■ иная информация о происшествиях.
Любое поступившее в орган внутренних дел указанного рода сообщение вне зависимости от места и времени совершения происшествия, о котором в нем говорится, а также полноты содержащихся в нем сведений и его формы должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях (КУСП). Ему присваивается собственный регистрационный номер.
Согласно Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях «сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи» (ч. 2 п. 7 Инструкции). И любое такое заявление о преступлении подлежит принятию и регистрации в порядке, предусмотренном УПК РФ и соответствующей ведомственной Инструкцией.
«Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными Законом РФ «О полиции» и настоящей Инструкцией, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации».
«Дежурные подразделений вневедомственной охраны, государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) сообщения о происшествиях, а также о принятых по ним решениях и мерах реагирования передают в дежурные части территориальных органов внутренних дел для незамедлительной регистрации» (п. 9 и 10 Инструкции).
Аналогичны требования и к сотрудникам иных служб органов внутренних дел, к которым могут поступить заявления о преступлении.
После чего в дежурной части органа внутренних дел обязательно должна быть осуществлена регистрация заявления (сообщения) о преступлении. Регистрация таковых осуществляется в Книге учета сообщений о происшествиях круглосуточно независимо от территории оперативного обслуживания.
В Книге учета сообщений о происшествиях регистрируются:
Если сообщение о происшествии поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то оперативный дежурный обязан не только зарегистрировать таковое в Книге учета сообщений о происшествиях в дежурной части органов внутренних дел, одновременно с регистрацией сообщения о происшествии он должен оформить специальный письменный документ — талон-уведомление и выдать его заявителю (п. 22 Инструкции). Эта обязанность на дежурного возложена не только ведомственным нормативным актом, но и ч. 4 ст. 144 УПК РФ. Более того, исходя из буквального толкования ч. 4 ст. 144 УПК РФ, правом получить документ, подтверждающий факт принятия заявления о преступлении, обладает любой заявитель. Как тот, который обратился, следователю (дознавателю и др.) непосредственно, так и отправивший заявление о преступлении по почте, нарочным и т.п.
Согласно п. 24 Инструкции названный талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.
В талоне-корешке указываются:
В талоне-уведомлении указываются:
Чтобы у заявителя была возможность требовать выполнения оперативным дежурным указанной выше обязанности, ему ведомство предоставило специальное полномочие — заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления (п. 25 Инструкции). Если такой подписи нет, значит, оперативным дежурным нарушены требования Инструкции и его можно привлечь к дисциплинарной ответственности, сообщив о его действиях начальнику УВД, вышестоящему начальнику органа внутренних дел, надзирающему и вышестояще-) му прокурорам.
Для возможности осуществления контроля и надзора за регистрацией заявлений о преступлении талоны-корешки остаются в дежурной части органа внутренних дел. Они используются при сверках полноты регистрации сообщений о происшествиях, а также при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных лиц органов внутренних дел (п. 26 Инструкции).
Согласно п. 1.3 Приказа МВД России № 1058 и Генеральной прокуратуры РФ № 72 от 28 ноября 2001 года «О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений» укрытие преступлений от регистрации рассматривается как чрезвычайное происшествие. По каждому факту нарушения порядка регистрации М учета преступлений должна определяться роль и ответственность не только сотрудников, которым это вменено в служебные обязанности, но и руководителей, своевременно не выявивших и не устранивших способствующие этому условия и причины.