С 26.03.2020г. Торгово-промышленная палата РФ и региональные подразделения начали осуществлять выдачу сертификатов о форс-мажоре (обстоятельствах непреодолимой силы)
Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области
Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону
С 9-00 до 21-00
(916) 116-44-78
Если вас остановили за превышение скорости, зафиксированное с помощью радара, не стоит впадать в панику. Даже если прибор показывает число с тремя нулями, нужно еще доказать, что это именно ваша скорость (как и в случае с составлением протокола об административном правонарушении). Принцип презумпции невиновности в российском праве еще никто не отменял.
А поскольку радар не предоставляет возможности документально подтвердить, что зафиксировал скорость движения конкретного транспортного средства, иногда бывает достаточно вежливо спросить инспектора, почему он решил, что цифра на экране относится именно к вашему автомобилю.
Если вежливость не дала своих результатов, водитель имеет полное право проверить точность радара как измерительного прибора. Согласно ст.26.8 КоАП «Показания специальных технических средств» эти технические средства не только утверждаются в качестве средств измерения и сертифицируются, но и должны пройти метрологическую поверку. Человек, который подозревается в совершении административного правонарушения, имеет право знакомиться с материалами дела (ст.25.1 КоАП).
Такими материалами в данном случае будут акт поверки радара или паспорт устройства с отметкой о поверке, и водитель вправе ознакомиться с этими документами, причем с их оригиналами, а не копиями.
Если инспектор готов предъявить паспорт и акт, обязательно сверьте серийный номер радара. Однако гораздо выше вероятность того, что вам откажут в этом требовании, например под тем предлогом, что документ находится в дежурной части. При рассмотрении спора в суде необходимо требовать, чтобы ГИБДД все же предъявила указанные документы.
Если патруль ГИБДД использует для отлова нарушителей не радар, а программно-аппаратный комплекс с компьютером, такое устройство также должно быть сертифицировано как измерительный прибор, иметь акт поверки и использовать для работы лицензионное программное обеспечение. В этом случае в протокол необходимо внести номер лицензии.
Столь тщательное изучение специального средства измерения объясняется тем, что на его работу влияет множество факторов. Показания различных типов радаров будут отличаться в зависимости от того, закреплено устройство или инспектор держит его в руках, удалялся или приближался автомобиль, двигались ли рядом с вами в транспортном потоке другие машины и т.д. Разные типы радаров имеют различный допуск в измерениях, а исказить их показания может даже нагрев прибора на солнце.
Именно поэтому в протоколе об административном правонарушении необходимо отметить все условия, в которых замеряласьскорость. Разумеется, сам инспектор ГИБДД не станет этого делать, но, как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Поэтому задача водителя — самостоятельно записать все обстоятельства в блокнот, который (вы же помните?) всегда находится в машине, а затем внести их в протокол, в графу «Объяснения».
Представляем собственные данные о скорости
Кроме уверенности в собственной правоте водитель вполне может противопоставить показаниям радара данные собственного маршрутного компьютера с «черным ящиком», который после остановки позволяет увидеть наибольшую скорость автомобиля за последний пройденный километр. При существенной разнице в показаниях маршрутного компьютера и радара ДПС берите свидетелей и демонстрируйте сотрудникам ГИБДД собственное измерительное устройство. Главное, чтобы оно имело нетронутые заводские пломбы,заводской номер прошивки и колеса заводского диаметра. Даже если инспектор и усомнится в правильности показаний компьютера, вы всегда сможете потребовать в суде проведения экспертизы.
Обращаем внимания на знаки
Помните и о правилах установки дорожных знаков — их нарушение также может быть аргументом в вашу пользу. Так, в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 (п.5.1.6) на дорогах с двумя и более полосами для движения в данном направлении знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» необходимо дублировать. Дублирующие знаки устанавливают на разделительной полосе.
На дорогах без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают:
Пункт 5.4.22 этого же ГОСТа гласит: знаки «Ограничение максимальной скорости» должны ограничивать скорость не более чем на 20 км/ч по отношению к предыдущему участку. Для снижения скорости на большую величину используется ступенчатое ограничение с шагом не более 20 км/ч: на расстоянии 100-150 м. последовательно устанавливается несколько ограничивающих знаков. Например, за городом разрешена скорость до 90 км/ч, если необходимо снизить ее до 50 км/ч, вначале нужно установить знак 70 км/ч и лишь через 100— 150 м. — 50 км/ч.
Однако из этого правила есть исключение: перед населенным пунктом, который обозначается знаком 5.23.1 или 5.23.2, можно не использовать ступенчатое ограничение скорости, если зона видимости знака превышает 150 м.