Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области

Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону

С 9-00 до 21-00

(916) 116-44-78

Адвокат Лисенков Денис Валентинович


РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Правомерность Указа мэра г.Москвы от 29.03.2020г. №34-УМ по ограничению передвижения граждан

Правомерность вынесенного Указа в виде ограничения нахождения по месту проживания (пребывания) в связи с угрозой распространения в г.Москве коронавирусной инфекции (2019-nCoV)

Указом мэра г.Москвы от 29.03.2020г. №34-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020г. №12-УМ» в связи с угрозой распространения в г.Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с пп.«б» п.6 ст.41 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории г.Москвы введен режим повышенной готовности (п.1 названного Указа) (Источник публикации - «Российская газета»: https://rg.ru/2020/03/29/moscow-ukaz34-reg-dok.html)

Пунктом 9 названного Указа вводятся усиленные ограничения на граждан, а именно:

«…9. Обязать:

9.1. Граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

9.2. Органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).

9.3. Граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, также не распространяются на граждан в случае наличия у них специальных пропусков, выданных в порядке, установленном Правительством Москвы…»

Приведенной выдержкой названного Указа граждан хотят обязать не покидать места проживания (пребывания) за исключением крайней необходимости, по сути – в связи с угрозой распространения в г.Москве коронавирусной инфекции (2019-nCoV). В режиме настоящей ситуации требования властей абсолютно адекватны и понятны, которые понятны каждому здравомыслящему человеку, но возникает другой вопрос – о правомерности данного Указа.

Статьей 27 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008г. №7-ФКЗ, от 05.02.2014г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014г. №11-ФКЗ) предусмотрено:

«…1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию…»

 Далее, согласно ст.56 Конституции РФ -

«…1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации…»

ИЛИ.. согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ -

"...Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства..." 

Т.е. тем самым, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены либо федеральным конституционным законом, либо федеральным законом - только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В обосновании вводимых мэром г.Москвы норм, приводится отсылка к пп.«б» п.6 ст.41 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а именно:

«…Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:..

б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;…»

Согласно ст.1 указанного Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ (ред. от 03.07.2019г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

«…Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей…»

 Согласно пп.«м» п.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

«…м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;…»

пп.«и» п.1 ст.11 - органы местного самоуправления самостоятельно:

«…вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;...»

Согласно абз.4 пп.б) п.8 ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ

«…8. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:…

…б) местный уровень реагирования:

…решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера на внутригородской территории города федерального значения;..»

Далее, согласно п.10 ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ

«…10. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия…»

Согласно приведенному, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации вправе приниматься вышеуказанные дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных ограничений – не предусмотрено…

Согласно ст.19 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ

«…Граждане Российской Федерации обязаны:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ…»

Следует отметить, что в указанном законе правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций -  не прописаны..

Согласно ч.1, 2 ст.15 Конституции РФ - Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В связи с изложенным полагаем, что часть пунктов (подпунктов) Указа от 29.03.2020г. №34-УМ подписанного мэром г.Москвы Собяниным С.С. которыми вводятся ограничения на права граждан предусмотренные ст.27 Конституции РФ, можно считать не правомерными. Фактически, названный Указ, в приведенных пунктах, носит рекомендательный характер и не более…

Возникает резонный вопрос – для кого и как у нас пишутся Законы, если и Конституция РФ не указ… А мы (РФ, вернее власть от лица РФ) о себе (РФ) открыто заявляем на весь мир – что у нас правовое государство. Где оно право и где Указ??? К сожалению, такая ситуация у нас (в РФ) во многих сферах… и.. вопрос не в коронавирусной инфекции, а изначально - в соблюдении Законодательства которое зачастую не соблюдается самим же Законодателем, или же попросту не работает… Вроде бы все логично - обычные меры предосторожности которые необходимо соблюдать и соответственно необходимо выдержать инкубационный период, ведь это прежде всего наша с вами безопасность, никто этого не отрицает, все предельно понятно, но по факту, те меры которые вводятся (нося не рекомендательный характер, а ограничительный - п.9.3. вышеназванного Указа №34-УМ), по сути – неправомерны…

 

Также для справки считаем необходимым отметить, что понятие «Карантин» - предусмотрено Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Согласно абз.15 ст.1 указанного Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ

«…ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;…»

Согласно ст.31 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ

«…1. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации…»

 

Немного о введении режима ЧП (чрезвычайного положения)…

Источник публикации – «INTERFAX.RU»:  https://www.interfax.ru/russia/701571

«…Москва. 30 марта. INTERFAX.RU - Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в борьбе с распространением коронавируса власти принимают те меры, которые считают наиболее эффективными и предпочтительными.

Об этом Песков сказал в понедельник журналистам. Так он ответил на вопрос, почему в стране не вводится режим чрезвычайного положения.

По словам Пескова, глава государства получает ежедневно необходимую информацию по ситуации с коронавирусом и принимает соответствующие решения. «В любом случае вся полнота информации по ситуации стекается к главе государства», - подчеркнул Песков.

Он порекомендовал обратиться в правительство РФ по вопросам, связанным с введением тех или иных мер по противодействию распространения коронавируса в российских регионах.

«Эти вопросы можно адресовать в штаб правительства. Сейчас принимаются те меры, которые считаются целесообразными», - подчеркнул Песков…»

 

На момент составления (написания) данной статьи на сайте «Российской газеты» со ссылкой на премьер-министра Михаила Мишустина также вышел материал о том, что Правительство РФ одобрило поправки об ужесточении административной ответственности за нарушение карантина. (https://rg.ru/2020/03/30/kabmin-odobril-uzhestochenie-nakazaniia-za-narushenie-karantina.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews)

«…В КоАП внесут такие поправки: если кто-то нарушил режим самоизоляции, заразил других, что привело к смертельному случаю, штраф составит от 150 до 300 тысяч рублей, для должностных лиц - до полумиллиона. Гражданам, действия которых угрожают окружающим, грозит штраф от 15 до 40 тысяч рублей. Если действия юрлица приведут к гибели, это будет караться наказанием до миллиона рублей…»

И вновь возникает вопрос – каков механизм исполнения указанных поправок в КоАП, пока тоже не ясно…

 

30.03.2020г.

См.также:

Могут ли быть ограничены права предусмотренные Конституцией РФ введением Федерального Закона от 01.04.2020г. №98-ФЗ

Образец Заявления в Банк о реструктуризации задолженности COVID-19 

Образец Заявления (Требования) Кредитору/Кредитной организации о предоставлении льготного периода

 

 

С этой статьёй так же читают: